Понятие противодействия коррупции
Противодействие коррупции — это комплексная деятельность государственных органов, которая включает в себя (п. 2 ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ):
предупреждение коррупции, а также выявление ее причин;
выявление, предупреждение, раскрытие и расследование уже свершившихся деяний;
минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Выявление причин коррупции и ее предупреждение еще называют «профилактикой коррупции». Например, возложение на госслужащих обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и имуществе, а также проверка претендента перед назначением его на должность — это один из ее инструментов. Даже воспитание в обществе нетерпимости к взяточничеству — это тоже профилактическое мероприятие.
Предупреждению коррупции и устранению ее причин государство уделяет особый приоритет. Причина в том, что, если пресечь коррупционные преступления до того, как они будут совершены, ущерб экономике нанесен не будет.
Борьбой с коррупцией в РФ занимаются (ст. 5 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ):
Президент РФ — определяет основные направления антикоррупционной политики и устанавливает компетенции федеральных органов исполнительной власти в этой сфере;
Федеральное Собрание РФ — отвечает за разработку и принятие федеральных законов, направленных на борьбу с коррупций, и контроль за деятельностью органов исполнительной власти;
Правительство РФ — распределяет антикоррупционные функции между федеральными органами;
Генеральный прокурор РФ — координирует антикоррупционную деятельность органов внутренних дел, ФСБ, таможни и других правоохранительных органов;
Счетная палата РФ — противодействует коррупции в пределах своих полномочий, установленных ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ.
Также противодействием коррупции занимаются непосредственно федеральные органы, органы госвласти, а также органы местного самоуправления. Для этого создают специальные отделы или назначают конкретных должностных лиц, ответственных за профилактику и выявление коррупционных преступлений.
Кроме того, антикоррупционной деятельностью в России занимаются общественные организации и объединения, которые оказывают помощь и содействие гражданам, столкнувшимся с коррупционными действиями со стороны госслужащих.
Государственная и муниципальная службы сопряжены с коррупционными рисками. Большой объем полномочий и власти в руках чиновника может привести к тому, что вместо исполнения возложенных на него обязанностей, он начнет преследовать своей целью личную выгоду.
Согласно экономике преступлений Гэри Беккера склонность к коррупции определяется тремя факторами: отношением злоумышленника к риску, суммой полученного вознаграждения и вероятностью раскрытия преступления.
Для повышения вероятности выявления коррупции государство накладывает на своих служащих ряд требований, например, в виде обязательного:
раскрытия информации о доходах, расходах и имуществе непосредственно чиновника, а также членов его семьи (ст. 8, 8.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ);
подтверждения законности полученных денег (ст. 8.2 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ);
уведомления о склонении к совершению коррупционных действий (ст. 9 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ);
сообщения о конфликте интересов (ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Кроме обязательств, государственная и муниципальная служба накладывает на своих служащих определенные запреты и ограничения. Например, они не могут заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, быть представителями третьих лиц в органах власти, получать подарки за выполнение своих обязанностей (ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Система обязательств и ограничений на госслужбе отвечает не только за раскрытие коррупционных преступления, но и за их профилактику. Как минимум, знание того, что за все доходы и расходы придется отчитаться, в определенной степени уменьшает тягу к получению взяток и откатов.
Борьба с коррупций в Российской Федерации строится на нескольких ключевых принципах, закрепленных в ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ:
признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина — связывает противодействие коррупции с Конституцией РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
законность — четкая определенность и отсутствие двусмысленности в нормах права;
публичность деятельности органов власти — сведения о дохода и расходах госслужащих, а также о результатах их работы, должны раскрываться в СМИ;
неотвратимость наказания — ни одно преступление не должно остаться нераскрытым;
комплексное использование всех антикоррупционных мер — вовлеченность в борьбу с коррупцией всех сфер и ветвей власти, а также гражданских институтов;
приоритетная профилактика коррупции — предупреждение преступлений до того, как они нанесут ущерб обществу и государству;
сотрудничество с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, занятыми борьбой с коррупцией — обмен и взаимопомощь в вопросе противодействия и предупреждения взяточничества.
Все перечисленные принципы реализуются в рамках государственной антикоррупционной политики, в основе которой лежит Национальный план по борьбе с коррупцией. Именно этот документ ставит цели и задачи перед всеми органами, вовлеченными в противодействие взяточничеству, а также определяет направления для развития и совершенствования механизмов по борьбе с коррупцией.
Один из способов противодействия коррупции — это расследование правонарушений и привлечение к ответственности виновных лиц. Этим в частности занимаются органы внутренних дел, ФСБ и прокуратура. Однако ущерб, нанесенный противоправным деянием, компенсировать полностью обычно не получается. Более того, часть преступлений так или иначе остается нераскрытой.
Ведущую роль в борьбе с коррупцией занимает ее профилактика. Это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений еще до того, как они нанесут ущерб государству, обществу и бизнесу. Цель профилактики — лишить преступника возможности совершать преступления.
В качестве мер профилактики в ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ закреплены следующие превентивные методы противодействия коррупции:
формирование у граждан и организаций неприятия коррупционного поведения;
проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов с целью недопущения лоббирования интересов конкретных лиц;
предъявление к служащим определенных квалификационных требований;
увольнение госслужащих за несообщение сведений о доходах, расходах и имуществе;
повышение по службе за безупречную и результативную работу;
развитие институтов общественного и парламентского контроля;